Кондиционер не охлаждает воздух — что делать

Традиционный домашний кондиционер (или сплит-система) — это конструктивно сложный агрегат, позволяющий создать комфортные условия пребывания людей в квартире или салоне автомобиля путем охлаждения окружающего воздуха до заданной температуры. Определенной популярностью в настоящее время пользуются также мобильные (моноблочные) агрегаты, работающие по принципу переноса тепла из кондиционируемого помещения на улицу либо в другую комнату посредством специального воздуховода. При этом практически каждый владелец таких приборов сталкивался ситуацией, когда вместо ожидаемой прохлады кондиционер вдруг дует теплым воздухом. Однако не всегда причина этого явления кроется в неисправности климатического оборудования. О том, почему кондиционер не охлаждает воздушный поток вообще либо плохо выполняет данную функцию, и пойдет речь в данном материале.

Проверка работоспособности кондиционера

Основным критерием, подтверждающим, что кондиционер работает в штатном режиме, является температура выдуваемого из внутреннего блока воздушного потока. Как правило, на выходе из испарителя температурные показатели воздуха находятся в пределах от 6 до 14°С. Исключением являются только кондиционеры инверторного типа, у которых данное значение может достигать 18°С. Кроме того, величину тепловой нагрузки на кондиционер определяет температура воздушных масс в комнате и за окном.

Кондиционер в квартире

Важно! Чем выше значение тепловой нагрузки кондиционера, тем больше температура потока воздуха на выходе его внутреннего блока.

Важно знать, что сплит-системы, изготовленные в Европе или в Японии, имеют на выходе более высокие температурные показатели, чем привезенные из Китая и других азиатских стран.

Экспресс-метод расчета тепловой нагрузки на кондиционер

Существует несколько методик, с помощью которых можно определить величину тепловой нагрузки на сплит-систему, предполагаемую к установке в любом помещении. Например, одна из упрощенных формул для расчета тепловой нагрузки определенной комнаты выглядит так:

Q = V*C*K/860

где:

  • Q — величина тепловой нагрузки помещения (кВт/час);
  • V — объем помещения (м. куб);
  • C — разница между температурой на улице и необходимой для поддержания в помещении (°С);
  • K — коэффициент тепловых потерь помещения.

Однако на практике специалисты рекомендуют неискушенным потребителям пользоваться экспресс-методом определения тепловой нагрузки помещения. В этом случае расчет проводится по формуле:

Q = S*Qср

где:

  • Q — величина тепловой нагрузки помещения (кВт/час);
  • S — площадь помещения (м. кв.);
  • Qср — усредненная тепловая нагрузка, которая составляет для обычных (типовых) комнат — 100 Вт/м2, а для помещений с большой площадью остекления или с окнами, выходящими на солнечную сторону — 120 Вт/ м2.

Внимание! Расчетная тепловая нагрузка помещения не должна превышать паспортного значения холодильной мощности сплит-системы.

Кондиционер в квартире

Измерение степени охлаждения воздуха

Убедиться в исправности кондиционера можно, измерив перепад температур на его входе и выходе. При этом термометром нужно определить температурные показатели:

  • входящего воздушного потока над внутренним модулем;
  • воздушной струи, выходящей из открытой шторки.

Важно! Заталкивать термометр внутрь корпуса кондиционера нельзя — можно подставить его под вращающиеся детали встроенного вентилятора.

Если перепад измеренных температур находится в пределах от 8 до 12°С (или больше), это значит, что агрегат работает в штатном режиме. В противном случае могут иметь место проблемы с охлаждением.

Диагностика неисправностей системы охлаждения

Одной из основных причин, по которым кондиционер недостаточно эффективно охлаждает воздух в помещении, является загрязнение воздушных фильтров, располагающихся под передней панелью испарителя (внутреннего блока). Фильтрующие элементы во время работы засоряются пылью, шерстью домашних животных, сигаретными смолами и пр. Если их не очищать, то накапливающаяся грязь начинает собираться между пластинами теплообменника и препятствовать прохождению воздуха.

Грязный фильтр кондиционера

Кроме того, необходимо периодически проверять и очищать от грязи уличный блок, который помимо пыли и автомобильного смога может быть забит еще и тополиным пухом. Грязь между пластинами теплообменников внутреннего и внешнего блоков снижает объем воздуха, проходящего через агрегат, что отрицательно влияет на степень охлаждения помещения.

О чрезмерном загрязнении фильтров внутреннего блока может свидетельствовать и отсутствие воды, капающей из дренажного канала. Причина данного явления кроется в том, что из-за засорения фильтрующих элементов кондиционер начинает подсасывать воздух через дренажный канал, что в свою очередь препятствует стеканию воды, которая от этого накапливается в поддоне.

На заметку! Если из дренажной трубки не капает вода, то это еще не повод беспокоиться о наличии неисправности. Ведь конденсат не образуется, если прибор работает как вентилятор. Кроме того, чтобы дренажная система полностью заполнилась конденсатом, система охлаждения должна поработать не менее 30 минут.

Дренажная трубка

Также нужно иметь ввиду, что если установленная на кондиционере температура ниже чем в комнате на несколько градусов (например, температурные показатели за окном и в комнате ниже 25°С, а на кондиционере установлено значение 23°С), то конденсата будет немного и он испарится, не дойдя до дренажной системы.

Устранение неисправностей своими руками

Очистить фильтры внутреннего блока от грязи – это, пожалуй, единственное устранение неисправности, которое легко может осуществить любой владелец кондиционера. Для этого фильтрующие элементы нужно демонтировать, промыть под проточной водой, высушить и установить на место. Порядок демонтажа подробно описан в руководстве по эксплуатации кондиционера.

Демонтаж фильтров

Очистка решетки наружного блока, который работает в более неблагоприятных условиях, чем внутренний, осуществляется при помощи специальных химических средств. Решение о том, провести эту операцию самостоятельно или пригласить специалиста, принимает владелец сплит-системы, исходя из степени риска, которому будет подвергаться мастер при частичной разборке и чистке наружного модуля. В любом случае нужно знать, как правильно чистить кондиционер. Все остальные виды неисправностей системы охлаждения можно выявить и диагностировать, только разобрав кондиционер.

Совет! Для диагностики системы кондиционирования, которая осуществляется путем полного или частичного демонтажа, лучше вызвать на дом специалиста сервисной службы. Мастер, пользуясь специальным оборудованием, быстро определит, почему аппарат стал плохо охлаждать воздух.

Сервисный мастер

При каких неисправностях обращаться в сервисный центр

Если не считать неисправностью засорение фильтров, то чаще всего кондиционер не холодит воздух по следующим причинам:

  • засорились теплообменники внутреннего и наружного блоков;
  • загрязнен вентилятор, встроенный во внутренний блок;
  • забита капиллярная трубка;
  • произошла утечка хладагента из системы;
  • вышли из строя внутренние вентиляторы;
  • случилась поломка 4-х ходового клапана;
  • пришел в негодность компрессор;
  • отказали температурный датчик и/или датчики высокого и низкого давления.

Практически все перечисленные неисправности устранить самостоятельно очень трудно. Для этого, кроме навыков выполнения работ, связанных с ремонтом сложной бытовой техники, понадобятся специальное оборудование, запасные части и инструмент. Например, неисправность компрессора может быть вызвана как внутренним обрывом, так и пробоем обмотки на корпус. Кроме того, поврежденными могут оказаться конденсатор пуска или реле температуры. Не исключена также и замена всего блока на новый.

Если говорить о неисправности вентиляторов, то она может быть вызвана отказами конденсатора пуска, износом подшипников или некорректной работой платы управления. Чтобы определить проблемный элемент и заменить его потребуется разобрать кондиционер.

Вентилятор

Вышесказанное справедливо и для обнаружения точечной утечки хладагента, возникшей при разгерметизации системы. Диагностировать проблему и дозаправить кондиционер фреоном можно только с помощью специального оборудования. Кроме того, после заправки хладагентом кондиционер должен быть проверен мастером в тестовом режиме — только после этого можно отсоединить все шланги и датчики.

Диагностика и устранение неисправностей автомобильного кондиционера

Проще всего работоспособность кондиционера, установленного в авто, определяется наощупь — по разнице температур между тонкой трубкой нагнетателя, входящей в конденсор, и толстым патрубком, выходящим из компрессора. У работающей системы кондиционирования трубка нагнетателя должна быть горячей, а толстый патрубок – холодным. Если разница температур между ними отсутствует, значит, кондиционер в машине не работает. Да и холодный воздух из вентиляционных отверстий в салон автомобиля поступать не будет.

Автомобильный кондиционер

Причинами неисправности автомобильного кондиционера могут быть:

  • нарушение герметичности элементов системы;
  • загрязнение радиатора кондиционера (конденсора) или всего устройства в целом;
  • механические поломки деталей системы (резиновых патрубков, латунных трубок и пр.);
  • поломка компрессора.

Автокондиционер — это достаточно сложное устройство, которое самостоятельно отремонтировать невозможно. Своими руками можно только проверить его работоспособность. А чтобы очистить систему кондиционирования в автомобиле или заправить фреоном, нужно иметь под руками специальное оборудование. Единственный способ избежать поломки автомобильного кондиционера — регулярно и тщательно ухаживать за ним.

Важно! Даже банальную мойку моторного отсека желательно поручать специалистам, знающим нюансы обращения с радиатором автомобильного кондиционера. Ведь соты и ячейки, изготовленные из мягких материалов, легко повредить даже струей воды.

Эксплуатация автомобильного кондиционера

Кондиционер в автомобиле — это опция, дополнительно нагружающая двигатель и повышающая требования к его системе охлаждения. Особенно это заметно при работе автомобильного мотора на холостом ходу, например, когда машина находится в пробке. Ведь дополнительная нагрузка способствует созданию напряженного теплового режима, при котором малейший сбой в работе системы охлаждения может вызвать перегрев двигателя. Поэтому специалисты рекомендуют периодически выключать кондиционер — лучше перетерпеть жару в салоне, чем допустить закипание охлаждающей жидкости и перегрев двигателя.

Автомобильный кондиционер

Перед началом летнего сезона желательно очистить конденсор автомобильного кондиционера от загрязнений. Для этого его нужно отсоединить от автомобильного радиатора, а затем смочить имеющиеся на нем затвердевшие загрязнения автомобильным шампунем. По истечении 15-20 минут нужно тщательно смыть грязь несильной струей воды, подаваемой с расстояния не менее 1 м.

Совет! Перед установкой конденсора на место желательно проверить и, при необходимости, выровнять его помятые пластинки. Сделать это можно при помощи деревянной палочки или зубочистки.

Резюмируя вышесказанное, следует еще раз заострить внимание, что климатическое оборудование – это инженерно сложное и деликатное устройство, самостоятельно ремонтировать которое настоятельно не рекомендуется. Если система перестала охлаждать воздух, пользователь может проверить, является ли данное обстоятельство нормальным, и в случае отрицательного результата вызвать профессионального мастера. Однако допускается еще самостоятельная очистка фильтров внутреннего модуля, но эту процедуру следует выполнять раз в две недели в течение всего сезона активного использования кондиционера, а не дожидаться выхода последнего из строя.

Лучшие кондиционеры по мнению специалистов

Сплит-система Mitsubishi Electric MSZ-LN25VG / MUZ-LN25VG на Яндекс Маркете

Сплит-система Ballu BSVP-07HN1 на Яндекс Маркете

Сплит-система Panasonic CS/CU-BE25TKE на Яндекс Маркете

Сплит-система General Climate GC/GU-EAF09HRN1 на Яндекс Маркете

Сплит-система Ballu BSD-09HN1 на Яндекс Маркете





Комментариев: 0
Также интересно: