Как самому заправить кондиционер фреоном

Кондиционер — это сложный агрегат, способный поддерживать комфортную температуру воздуха в помещении и салоне транспортного средства как летом, так и зимой. Одной из важнейших характеристик любой системы кондиционирования считается ее холодопроизводительность. При этом у каждого агрегата данный параметр может внезапно ухудшиться. Но если профилактическое обслуживание кондиционера осуществляется регулярно, то потеря его холодопроизводительности возможна только ввиду утечки рабочего тела (хладагента). Из-за этого многих пользователей интересует вопрос — как часто нужно заправлять кондиционер.

Рабочее тело

Рабочее тело (холодильный агент, хладон) — это «кровь» любой системы кондиционирования, благодаря специфическим особенностям и термодинамическим характеристикам которой и возможен теплообмен. Его в кондиционерах чаще всего обеспечивают фреоны разных марок.

  1. Фреон R-410 А не содержит хлора и поэтому безвреден. Однако он имеет ряд особенностей, усложняющих заправку и техническое обслуживание систем кондиционирования.
  2. Фреон R-22 использовался в климатической технике прошлых лет выпуска. Он экологически вреден, поэтому с появлением озонобезопасных марок в новых моделях данный хладон практически не применяется.
    Фреон R-22
  3. Фреон R-407C – это смесь нескольких хладагентов, обеспечивающих стабилизацию давления в герметичном контуре, хорошую производительность и пожарную безопасность.
    Фреон R-407C

Важно! Количество фреона обязательно должно точно соответствовать нормативному значению, указанному в руководстве по эксплуатации конкретной системы кондиционирования. При недостатке хладагента производительность кондиционера падает, а при избытке — может выйти из строя компрессор.

Признаки и причины требуемой дозаправки

В новом кондиционере объема хладагента достаточно для функционирования в течение длительного времени, но иногда может потребоваться его дозаправка. К таким случаям, например, относятся потери фреона во время транспортирования или некорректного монтажа, когда повреждена магистраль. О том, что система кондиционирования нуждается в заправке, говорят следующие признаки:

  • потеря производительности или полное прекращение охлаждения/обогрева окружающего воздуха;
  • обледенение мест соединения медных трубок;
  • непрерывный гул компрессора.

Считается, что заправка и/или дозаправка климатической системы должна производиться 1-2 раза в году. Это связано с тем, что идеальной герметичности не существует, и в нормативной документации, прилагаемой к любой климатической системе, указана допустимая потеря хладона в объеме 5-8% ежегодно. Кроме того, возможна утечка хладагента через неплотности в различных соединениях между элементами внутренней магистрали в кондиционерах.

Дозаправка фреоном

К недостатку фреона также приводят нарушения условий монтажа системы. Каждая марка кондиционера, например, Toshiba или Kentatsu, имеют ряд ограничений, связанных с размещением блоков и длиной коммуникаций. Так, каждый лишний метр трассы потребует добавления не менее 15 грамм хладагента. Однако вышеприведенные признаки могут указывать и на другие поломки кондиционеров, об этом — в наших материалах «кондиционер не охлаждает» и «почему кондиционер шумит«.

Алгоритм самостоятельной заправки

Существует не лишенное здравого смысла мнение, что дома без помощи профессионалов заправить кондиционер хладоном невозможно. Конечно, эта процедура достаточно трудоемка и требует наличия специального оборудования, но осуществить ее можно и самостоятельно.

При заправке климатической системы требуется обязательное проведение ряда операций, которые можно разбить на несколько этапов:

  • контроль герметичности системы (опрессовка);
  • удаление попавшего в фреоновый контур и воздуха (вакуумирование);
  • осуществление непосредственно заправки системы хладагентом.

Совет! Приступая к работам по заправке климатической системы хладоном, не забудьте открыть замки его сервисных штуцеров и выпустить из трубопровода оставшийся фреон.

Ликвидировав выявленные неисправности и осуществив визуальную проверку трубок, соединяющих между собой наружный и внутренний модули, можно приступать к процедуре заправки.

Трубки кондиционера

Требуемое оборудование

Чтобы правильно самому осуществить заправку климатической системы, необходимо наличие:

  • баллона с хладоном;
  • баллона с осушенным азотом;
  • насоса вакуумного;
  • весов электронных;
  • термометра электронного;
  • ключей гаечных шестигранных;
  • комплекта шлангов, подключаемых к оборудованию при помощи резьбовых соединений;
  • манометрической станции (коллектора).

В процессе заправки бытовой климатической системы допускается использование как двух- так и четырехпозиционного коллектора. Работая с двухпозиционным коллектором, оператору необходимо будет переподключать шланг, идущий от дополнительного оборудования. При этом образуется воздушная пробка, для устранения которой потребуется открыть жидкостный вентиль манометрической станции. Тогда как четырехпозиционный коллектор от этого недостатка избавлен, так как он полностью герметичен что исключает любой контакт с воздухом.

Инструменты для заправки

Опрессовка

Опрессовывать климатическую систему следует для того, чтобы удостовериться в отсутствии мест, через которые возможна утечка хладагента. Производят ее в следующем порядке. Сначала соединяют систему с манометрической станцией посредством баллона, заполненного осушенным азотом. Затем открывают вентили и закачивают в магистраль азот. При этом давление в системе должно контролироваться с помощью манометра — при достижении максимально допустимой величины вентили перекрывают.

Внимание! Величина максимального давления в рабочем контуре указана в сопроводительной документации, прилагаемой к каждому кондиционеру.

Наблюдая за показаниями манометра, убеждаются в том, что после всасывания давление азота в рабочем контуре системы не меняется — это свидетельствует об отсутствии протечек. Если стрелка манометра двигается, значит система негерметична, и необходимо будет заново проверить все резьбовые и вальцованные соединения. После этого повторно проводят опрессовку системы.

Опрессовка

Вакуумирование

Процесс вакуумации климатической техники производится для удаления из фреоновой магистрали и всех теплообменников воздуха и паров воды. Для этого следует:

  • соединить вакуумный насос с коллектором;
  • включить насос и открыть вентили на манометрической станции;
  • продолжать вакуумацию, пока стрелка на манометре не сравняется с нулем.

По завершении процедуры вентили необходимо закрыть, а вакуумный насос — отсоединить.

Совет! Чтобы удалить воздух из системы в полном объеме, специалистами рекомендуется эту процедуру проводить в течение 10 мин.

Вакуумирование

Способы заправки хладоном

Перед началом процесса заправки климатической системы, необходимо точно знать, сколько хладагента следует закачать. Его количество измеряется в килограммах, а необходимая величина указывается в таблице, изображение которой нанесено на шильдик, прикрепленный к задней стенке каждого блока. Там-же указан и рекомендованный тип хладагента.

Заправку климатической техники хладагентом можно осуществить разными способами: по массе, по давлению, по мерному стеклу, по показателю перегрева. Способ закачки хладона зависит от конструкции климатической системы и от причины, вызвавшей необходимость дозаправки/ заправки.

При дозаправке системы лучше использовать метод «по давлению». При этом величина давления в магистрали определяется по манометру, подключив к кондиционеру коллектор. Зная эту величину, нетрудно сосчитать объем хладагента, необходимого для дозаправки. Процесс контролируется по одному из манометров коллектора.

Если систему следует заполнить полностью, то применяют метод «по массе». Тогда необходимо проверить, есть ли фреон в системе, выкачать его остатки, высушить пустой блок, а затем заполнить систему новой порцией хладона. Контроль ведется по дисплею электронных весов.

Метод «мерного стекла» используют, когда кондиционер ремонтировался, и/или в магистраль попал воздух. Если в смотровом окошке хладонового блока замечены воздушные пузырьки, то система заправляется до того момента, когда весь воздух вытравится из трубопровода. Как только это произойдет, излишки фреона стравливают.

Метод «по показателю перегрева» основан на разнице температур перегретого пара и кипения хладона. Температурное значение перегретого пара измеряют градусником, который прикладывается к газовой трубке, а кипение хладона контролируют посредством манометра низкого давления. При этом разница их температур не должна выходить за пределы 5-8°С.

Заправка/дозаправка системы хладагентом

При использовании любого из перечисленных методов, необходимо выполнить следующие действия.

  1. Подключить заполненный хладагентом баллон к коллектору и установить его на весы в нормальном или в перевернутом положении (фреон R-410). Дисплей электронных весов при этом сбрасывают на «0». Не рекомендуется заправлять климатическую технику хладоном «на глазок» (без весов). Чаще всего это чревато печальными, а иногда и достаточно дорогостоящими последствиями.
  2. Отвернуть вентиль баллона и запустить кондиционер на охлаждение.
  3. Отвернуть вентиль подачи газа на манометрической станции.

Как только объем хладагента и величина рабочего давления сравняются с нормативными значениями, вентили на коллекторе и баллоне перекрывают. Остается только протестировать кондиционер на всех режимах. Если все работает нормально, значит — заправка прошла успешно.

дозаправка системы хладагентом

Совет! В процессе дальнейшей эксплуатации нужно следить за работой кондиционера, периодически проверяя, достаточно ли в системе фреона.

Современные сплит-системы заправляются фреоном также по описанной выше последовательности, однако:

  • заправку каждого блока системы проводят отдельно;
  • первым заправляют внешний модуль;
  • при закачке хладона во внешний модуль режим охлаждения включать запрещено.

Как на практике осуществляется заправка климатической техники, демонстрирует видео:

Заправка климатической системы в машине

Сейчас большинство современных автомобилей оснащаются кондиционерами, что позволяет независимо от времени года создать в салоне комфортные климатические условия. Однако иногда водитель замечает, что его кондиционер не выполняет своих функций. Как правило, происходит это по причине разгерметизации системы кондиционирования. Как только герметичность будет восстановлена, авто-кондиционер потребуется дозаправить. Сделать это своими руками не составляет большого труда, но придется купить специальный набор для ручной закачки фреона.

Внимание! Авто-кондиционеры в автомобилях, выпущенных до 1995 года, заправлены фреоном марки CFC-12, а в более современных моделях — R-134a. На это обязательно нужно обращать внимание при покупке набора для закачки хладона.

Заправка автокондиционера

Заправку авто-кондиционера проводят в таком порядке:

  • пользуясь прилагаемой инструкцией, собирают набор для закачки фреона;
  • тщательно очищают поверхность вокруг отверстия низкого давления от пыли и грязи, снимают защитную крышку;
  • подсоединяют к отверстию низкого давления шланг из приобретенного комплекта;
  • машину ставят на ручной тормоз;
  • рычаг коробки переключения передач переводят в нейтральное положение;
  • отворачивают вентиль на баллоне с хладоном;
  • садятся в салон, заводят двигатель и интенсивно нажимают на педаль газа, давая фреону возможность равномерно распределиться по всем трубкам системы
  • процесс заправки прекращают, как только в салоне станет заметно прохладнее;
  • закручивают вентиль фреонового баллона, отсоединяют шланг и закрывают крышкой отверстие низкого давления.

Автомобильный кондиционер готов к работе. Более подробно процесс его заправки показан на видео:

Итак, заправить систему кондиционирования фреоном вполне по силам умелому домашнему мастеру, но для этого потребуется дополнительное профессиональное оборудование, которое для одного раза нецелесообразно покупать. Кроме того, есть вероятность повредить систему, из-за чего не только аннулируются все усилия, но и придется приобретать новый кондиционер. Поэтому стоит подумать о приглашении для проведения этой процедуры специально обученных профессионалов.

Самые лучшие кондиционеры

Сплит-система Mitsubishi Electric MSZ-LN25VG / MUZ-LN25VG на Яндекс Маркете

Сплит-система Ballu BSVP-07HN1 на Яндекс Маркете

Сплит-система Panasonic CS/CU-BE25TKE на Яндекс Маркете

Сплит-система General Climate GC/GU-EAF09HRN1 на Яндекс Маркете

Сплит-система Ballu BSD-09HN1 на Яндекс Маркете





Комментариев: 0
Также интересно: