Как обслуживать компрессор и настраивать давление
Компрессор – это техника для сжатия и перемещения газа, пара или воздуха под давлением. Данные устройства используются в различных сферах – при производстве лекарств, электронных приборов, добыче газа, для охлаждения воздуха в домах или автомобилях, в машиностроении, для работы холодильников бытовых и авто, для кондиционеров и т.д. Чтобы увеличить их срок эксплуатации, необходима правильная настройка оборудования, а также регулярное обслуживание компрессора.
Общая схема работы компрессорного оборудования
Чтобы правильно осуществлять регулировку оборудования и вовремя проводить техобслуживание, нужно знать его принцип работы. Все компрессоры в соответствии с конструкцией делятся на несколько видов, наиболее популярными из которых являются поршневые, мембранные и роторные группы аппаратов.
Оборудование поршневой группы
Простейший поршневой компрессор состоит из цилиндра, поршня и двух клапанов – впускного и нагнетательного. Схематически работа устройства выглядит следующим образом. При движении поршня вниз из-за образовавшегося в цилиндре разряжения открывается впускной клапан, через который поступает воздух. Поршень доходит до нижней точки и возвращается вверх, создавая в рабочей камере давление. При этом впускной клапан закрывается, а нагнетательный – открывается, и через него воздух направляется в систему.
Важно! Так как все детали поршневых аппаратов взаимодействуют между собой, значит, для уменьшения трения и, соответственно, износа им необходима смазка. Для этого используется масло, за наличием и свойствами которого нужно постоянно следить.
Кроме того, чтобы очистить от грязи и частиц мусора поступающие в систему масло и воздух, в устройстве предусмотрены фильтры (масляный и воздушный). Они также подлежат регулярному обслуживанию и замене при выходе из строя. Одни из популярных представителей техники поршневой группы – Минск 50, продукция фирм Fubag.
Оборудование мембранной группы
Мембранные компрессоры являются разновидностью поршневых, но в качестве рабочего элемента в них используется не металлический поршень, а крепкая и гибкая мембрана. Ее края закреплены по периметру рабочей камеры, а в движение приводит шток, установленный на коленвале. Мембранные устройства меньше нуждаются в обслуживании, чем поршневые, а замене здесь подлежит только подвижная диафрагма, изготавливаемая в основном из резины либо гибких полимеров. Уход за этими аппаратами легко выполняется в домашних условиях без привлечения профессионалов.
Оборудование роторной группы
Роторный (он же винтовой) тип компрессора – наиболее современный вид оборудования, постепенно вытесняющий поршневые и мембранные устройства. Их цена более высокая, но преимуществ – масса, а недостатков практически нет.
Работает устройство следующим образом. Внутри рабочей камеры расположены два винта (ротора), один из них – ведомый, второй – ведущий. Первый вращает второй, от этого движения в систему поступает воздух. Он очищается через входной фильтр, далее смешивается с масляной жидкостью, после чего проходит стадию охлаждения и перемещается в систему. На следующей ступени воздух и масло разделяются, после чего воздушная струя направляется в подсоединенное пневматическое оборудование.
Важно! Роторные компрессоры не требуют постоянного обслуживания, но за наличием и состоянием масла в них нужно следить, иначе это приведет к поломке устройства.
Надежная техника этого типа выпускается компаниями Airpol и Atlas Copco.
Настройка работы
Обычно покупатели приобретают компрессоры с параметрами, установленными на заводе. Производитель оптимизирует работу инструмента таким образом, чтобы продлить срок его службы, улучшить эффективность и сделать обслуживание более простым. Тем не менее, в некоторых случаях приходится изменять предустановленные настройки, чтобы эксплуатировать компрессор в условиях, отличающихся от так называемых «стандартных». Разработчики допускают внесение корректировок, указывая в инструкции по использованию прибора те параметры, которые разрешается изменять.
Настраивание на автоматическое включение
Настройка компрессора на автоматическое включение актуальна для инструментов, сжимающих воздух «по умолчанию». Это применимо, например, для воздушных поршневых приборов, работающих в повторно-кратковременном режиме. Их мотор автоматически запускается, начинают работать нагнетающие поршни и накачивают в ресивер воздух. Когда будет установлено необходимое давление, техника перестает работать.
Для управления авторежимом используется реле давления или, другими словами, прессостат. Он подает команду на запуск двигателя, когда значение давления опускается до минимального порога, а затем отключает мотор, когда показатели поднимаются до максимума. Затем прессостат осуществляет контроль давления и повторяет цикл.
На заметку! Настройка компрессора на автоматическое включение необходима лишь тогда, когда прессостат не работает. Обычно вопрос заключается не в запуске мотора в авторежиме, а в необходимости самостоятельного включения при требуемой степени сжатия рабочей среды.
Настраивание на нужное давление
Обычно компрессоры имеют предустановленные заводские настройки на включение и отключение. Изменить их пользователи решают в двух случаях: в связи с техническими характеристиками подключаемого оборудования или для экономии энергии и снижения нагрузки на пневматическую систему. Например, если нужно подключить пневматический инструмент, у которого максимальное значение давления ниже, чем на выходе у компрессора. Вторая ситуация – пневмоинструменту необходимо давление в 6 бар, а реле на компрессоре сработает при минимальном пороге в 8 бар. В этом случае перенастройка компрессора на меньшее значение приведет к экономии электричества, а также к снижению нагрузки на пневматическую систему, включающую шланги, трубы и т.д.
Важно! Для установки нового значения давления, нужно перенастроить прессостат. Самостоятельное изменение параметров давления допускается только в экстренной ситуации, но и в этом случае рекомендуется доверить процедуру специалисту.
Настраивание прессостата
Процесс регулировки прессостата имеет определенный алгоритм.
- Сначала следует включить компрессор, убедиться, что работает двигатель, и дождаться, когда ресивер полностью наполнится воздухом, сработает прессостат и отключится мотор. Затем нужно зафиксировать по манометру фактические показания максимальной компрессии и отключить электричество от прибора.
- Следующий шаг — снять крышку с реле давления. Датчик находится в черной пластиковой коробке и устанавливается на ресивере или на подводящей магистрали. Определить его можно по кнопке красного или белого цвета с надписью «Запуск компрессора».
- Под крышкой находится пара винтов или гаек. Регулятор с литерой Р устанавливает наивысшее давление, при котором двигатель прекращает работу. Поворачивая его в сторону увеличения или уменьшения (нужно ориентироваться по значкам «+» и «-»), следует поставить необходимый показатель. Если степень сжатия будет завышена, сработает предохранительный клапан.
- Второй регулятор используется для установки разницы между наивысшим и наименьшим давлением. Это значение настраивается аналогично предыдущему. На недорогих компрессорах этой опции может не быть. Стандартное значение – 2 Бар. Сильно понижать его не нужно, иначе компрессор будет запускаться постоянно, и срок его службы сократится. Если существенно увеличить разницу, мотор станет реже запускаться, но перепад давления в пневматическом инструменте повысится.
- Ряд производителей добавляет третий регулятор для настройки включения. Это наименьшее значение компрессии, при котором прессостат запускает двигатель на нагнетание воздуха.
Результаты настройки проверяются включением компрессора и наблюдением за его работой.
Внимание! Согласно правилам безопасности, не следует забывать об отключении электроэнергии. Контактор реле давления постоянно находится под напряжением.
Если компрессор оснащен электронным контролем, настроить его работу можно через пульт цифровой системы управления. В нем есть вкладка «Настройка основных параметров», где устанавливаются показатели наименьшего и наибольшего давления.
Техническое обслуживание
С точки зрения технического обслуживания масляные компрессоры сложнее безмасляных. В то же время устройства первого типа более долговечны, а также способны намного дольше проработать без перерыва. Поэтому приобретать домой рекомендуется масляные устройства, к тому же стоимость их на порядок ниже. Они подойдут, например, на аэрограф для покраски небольших деталей или для иных целей. А безмасляные компрессоры применяются в тех случаях, когда не допускается попадание масла в пневматическое оборудование.
ТО масляного оборудования
Масляные компрессоры (например, марки Remeza) требуют регулярного обслуживания. Замена и контроль уровня масла, чистка и периодическая покупка новых фильтров (воздушного и масляного) – это далеко не полный перечень работ, которые нужно проводить для данного типа устройств, чтобы избежать их поломки и последующего ремонта.
ТО безмасляного оборудования
Если правильно пользоваться безмасляным оборудованием, проводить его обслуживание потребуется гораздо реже, чем в предыдущем случае.
На заметку! Из расходных материалов для безмасляных устройств потребуются лишь воздушные фильтры.
Ежедневный уход
Ежедневное обслуживание компрессионного оборудования включает следующие действия.
- Визуальный осмотр. Нужно проверить компрессор на наличие вмятин и других внешних дефектов и убедиться, что заземление надежно закреплено. Далее следует удостовериться, что кабель питания, предохранительный клапан, манометр и реле давления целы и исправны.
- Проверка уровня масла через смотровое окно — жидкость должна быть на уровне красной пометки. Если это не так – требуется долить. При изменении консистенции и цвета масла необходимо полностью его поменять. При работе жидкость не должна попадать на наружные части компрессора. В аппарат следует лить масло той же марки, что и ранее. Нельзя смешивать продукцию разных марок, сортов и свойств. Нужно следовать рекомендациям производителя — обычно в инструкции указано, какой сорт масла заливать в конкретный компрессор.
- Осмотр воздуховодов. Нужно убедиться, что они плотно соединены, и утечки воздуха нет. В это время техника должна быть отключена, а давление в ресивере не должно превышать показания 0,5-0,7 МПа. В соединениях не должно быть слышно шумов воздуха, при необходимости их нужно подтянуть.
- После проведения работ необходим слив конденсата через специальный отвод, установленный в нижней части ресивера. Несоблюдение этого правила приведет к попаданию жидкости в пневмолинию, а в ресивере появится ржавчина и коррозия металла.
- В завершение — компрессор должен быть очищен от грязи и пыли. Это касается всех наружных поверхностей, поршневого блока и электомотора. Данная процедура необходима для лучшего охлаждения компрессора и продления его срока службы.
Все вышеперечисленные пункты касаются компрессорного оборудования масляного типа. А при ежедневном обслуживании безмасляных устройств нужно пропустить лишь пункт B.
Плановое ТО
Плановый осмотр нового аппарата проводится на этапе обкатки — через первые 8 часов работы после установки и запуска. ТО заключается в проверке, как затянуты болты головок цилиндров поршневого блока. Это необходимо, чтобы компенсировать температурную усадку.
Следующий осмотр проводится через первые 50 часов после пуска в работу компрессора. При этом повторно осматриваются болты головок цилиндров. Далее проверяется натяжение ремней и, при необходимости, регулируется. Ремни очищаются от загрязнений.
Важно! Нельзя допускать, чтобы ремни были перетянуты или недотянуты, это приведет к поломке техники.
Через первые 100 часов эксплуатации устройства нужно заменить масло, а дальнейшие заправки проводятся через каждые 300 часов. Также необходимо проверить состояние всасывающего воздушного фильтра. При необходимости деталь чистят или меняют на новую. В эти же сроки проверяют натяжение ремней, а также осматривают электродвигатель, платформу, поршневой блок и пробуют прочность их установки.
Важно! Через каждые 600 часов необходима замена всасывающего воздушного фильтра. А через каждые 1200 часов выполняется разборка и чистка обратного клапана от загрязнений.
Капитальный ремонт
Процедура капитального ремонта компрессорного оборудования включает в себя полный разбор устройства, замену подшипников коленвала, калибровку шейки валов, проверку узлов и подвижных соединений, деталей, а также проведение иных работ для восстановления заводских параметров устройства и обеспечения его надежной работы до последующего планового ремонта.
Правила пользования
Несмотря на то, что поршневые, мембранные и винтовые компрессоры имеют разное устройство и принцип работы, существует ряд общих запретов, которые нужно соблюдать.
- Не допускается разъединять или разбирать соединения, если ресивер находится под давлением.
- Запрещено разбирать компрессор, если он не отсоединен от сети.
- Подсоединять прибор к электросети разрешено только в соответствии со схемой подключения, рекомендованной производителем. Запрещается самовольно нарушать установленные нормы.
- Не рекомендуется самостоятельно ремонтировать технику. Для устранения поломок следует обратиться к специалистам.
- Компрессор не должен находиться в помещении с высокой влажностью или в контакте с водой.
- Технику не допускается использовать в контакте с горючими жидкостями или газом.
- Запрещается размещать поблизости от устройства предметы, которые легко воспламеняются.
- Если работа остановлена, необходимо убедиться, что прессостат показывает значение «Выкл».
- Не допускается направлять струю воздуха на людей или животных. Запрещается присутствие птиц или зверей поблизости от компрессора во время его работы.
- Если ресивер находится под давлением, перемещать компрессор не разрешается.
Итак, чтобы компрессор, независимо от его конструкции и принципа действия, эффективно работал и прослужил не только в течение заявленного производителем срока, но и гораздо дольше, необходимо правильно настроить прибор, а также регулярно проводить его обслуживание, согласно рекомендациям производителя.
Популярные компрессоры по мнению покупателей
Компрессор PATRIOT Euro 24-240 на Яндекс Маркете
Компрессор Denzel PC 50-260 на Яндекс Маркете
Компрессор Metabo Basic 250-24 W на Яндекс Маркете
Компрессор Quattro Elementi KM 24-260 на Яндекс Маркете
Компрессор Quattro Elementi KM 50-380 на Яндекс Маркете